Считается, что взять на воспитание ребенка старше 10 лет — это «высший пилотаж» для приемного родителя. Не каждый решится принять уже практически полностью сформировавшегося человека, со сложившимся характером и зачастую очень травматичным жизненным опытом. Да и сам по себе подростковый возраст — непростое время для любого человека. Помочь потенциальным мамам и папам, которых не пугают трудности, готовы в Школе приемных родителей Центра «Детство». Здесь для них предусмотрен дополнительный обучающий модуль.

РЕБЕНОК С НЕПРОСТЫМ ПРОШЛЫМ

«Причины, по которым человек решает принять в семью подростка, разнообразны, — рассказывает директор Центра „Детство“ Татьяна Сапожникова. — Во-первых, на такой шаг идут кровные родственники ребят, оставшихся без попечения родителей. Но даже они нуждаются в специальной подготовке: как минимум, их нужно научить, как помочь ребенку справиться с травмой потери, как конструктивно строить отношения с детьми в пубертатный период. А порой родственникам приходится преодолевать и последствия педагогической запущенности, решать психологические, медицинские проблемы ребенка. Во-вторых, подростков берут в семьи люди, не связанные с ними кровными узами. Главный мотив такого поступка — желание помочь детям. Тут тоже нужна специальная подготовка. Грамотный приемный родитель должен быть подкован в юридических, психологических, медицинских, педагогических вопросах. Конечно, какие-то знания приходят только на практике, но необходимым азам обучают у нас в ШПР».

Подросток-сирота — это практически взрослый человек, со своим сформировавшимся взглядом на жизнь и с непростым прошлым. Случается всякое: разлука с родителями, жизнь в асоциальной среде, жестокое обращение, возврат из приемной семьи, которая не сумела справиться с ребенком, нарушение привязанности, отсутствие доверия к взрослым, вредные привычки. Список далеко не полный. Что-то из перечисленного будет присутствовать точно. Иногда — все сразу... Осложняется ситуация кризисом подросткового возраста.

Но этим детям можно и нужно помочь. Колючие подростки нуждаются в семье не меньше, чем груднички. Говорят, чтобы полностью адаптироваться к семье, ребенок должен прожить в ней дольше, чем прожил в учреждении. У подростков такой возможности нет. Их приемные родители ограничены несколькими годами до совершеннолетия подростка, чтобы за это время решить проблемы ребят, вложить в них базу, которая станет фундаментом самостоятельной жизни.

ЗНАНИЯ — СИЛА

На занятиях в ШПР Центра «Детство» будущих приемных родителей знакомят с особенностями и потребностями детей-подростков, дают необходимые мамам и папам знания и умения. Специалисты рассказывают о психологии и физиологии детей, об особенностях воспитания подростков с опытом социального сиротства, специфике их адаптации в приемной семье, о распределении ролей в семейной системе.

Занятия в ШПР направлены на то, чтобы родители не только знали как можно больше о будущих детях, но и смогли найти ресурсы для своей семьи.

«Мы делаем упор на умении устанавливать и поддерживать долговременный контакт с ребенком, на конструктивных способах общения, балансе между доверием и независимостью. Все это повышает эффективность воспитательных стратегий», — говорит начальник отдела профилактики неблагополучия в семьях опекунов и попечителей Майя Пронина.

Еще на занятиях в ШПР будущие родители знакомятся с особенностями протекания подросткового кризиса, а также причинами «трудного» поведения подростков.

НУЖНА ЛИ ПОДРОСТКУ СЕМЬЯ: ОПЫТ АНТОНИО

Отдельно стоит рассказать о семьях — участниках Пилотного проекта по имущественной поддержке приемных семей. По условиям проекта, родители должны взять на воспитание не менее пяти детей-сирот, трое из которых — подростки или инвалиды. Принять в семью нескольких подростков одновременно — очень непростая задача. Поэтому таким семьям однозначно необходима специальная подготовка.

За пять лет реализации проекта появились первые его «выпускники». Один из них — Антонио Амадио из семьи Гасановых. Бывший воспитанник ЦССВ «Берег надежды» оказался в приемной семье в 15 лет вместе с двумя своими младшими сестрами. В этом году юноше исполнилось 18. Месяц назад он начал самостоятельную жизнь в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Антонио заканчивает школу, поет в музыкальной группе, посещает занятия в модельном агентстве, увлекается дизайном.

«Мама рассказывала, что они искали в семью мальчика и двух девочек, и тогда им предложили познакомиться со мной и моими сестрами. У меня был, конечно, какой-то непонятный страх: я уже привык к своим воспитателям, пришли незнакомые люди — дагестанская семья, я с дагестанцами раньше лично не сталкивался. Но решил попробовать. Не жалею. Я уважаю традиции всех народов. Я считаю, что если уважаешь чужие традиции, то будут уважать и твои.

В семье нас было восемь. У родителей до нас не было других приемных детей. Остальных ребят раньше я не знал, но я очень общительный человек и быстро со всеми подружился. В этом году в семье два выпускника: я и Юра. Он на шесть дней меня старше.

С приемной семьей продолжаем общаться, не только с братьями и сестрами, но и с другими родственниками родителей. Часто приезжаю к ним в гости, привожу подарочки.

Жизнь в семье многому меня научила. Увидел изнутри, как вообще живет семья. Дядя, брат мамы, меня научил кое-чему в строительстве. Теперь разбираюсь в чертежах, замерах. Еще меня научили, как оформлять те или иные документы. Загранпаспорт вот недавно сделал. Да и вообще жизнь в семье — это новый, особый опыт. Самое мое лучшее воспоминание о приемной семье — встреча Нового года. Родители каждый раз устраивали для нас настоящий праздник».

Справочно.
Пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов, стартовал пять лет назад. Постановление Правительства Москвы № 8-ПП принято 23 января 2014 года. С условиями проекта можно ознакомиться на официальном сайте Центра «Детство» по ссылке.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник.